— Маа-ам, — тянет сын откуда-то из кучи лего рядом с диваном.
— Что? — машинально откликаюсь я. Тишина.
— Что-о? Тишина и сопение.
— Ма-ам, — раздается снова через полминуты.
— Да, сынок.
Снова тишина. Через 2 минуты:
— Ну мам!
— НУ ЧТО????? — уже не в силах контролировать себя, взрываюсь я. — ЧТО??? Что «мам»?! «Мам» да «мам»!!! ЧТО??!! Можно просто, по человечески, сказать сразу, что надо?? А не мамкать полчаса, а потом еще полчаса соображать, зачем вообще сказал «мам»???
Фурия. Горгона. Корова взбесившаяся. Сын удивленно-невозмутимо наблюдает припадок, даже не пытаясь вникнуть в смысл слов, извергаемых горгономамой. К концу истерического монолога, заканчивающегося гроханьем об стол разделочной доской/швырянием полотенца на стол/просто швырянием чего-то, что было в руках, он начинает расстраиваться, пугаться, обижаться. Насупился и ушел. Или — еще хуже — испугался ора, расплакался и ушел. Не надо было орать. Но бесит же? Бесит. Ему просто машинально: «Ма-ам», может просто, чтобы удостовериться по ходу дела, что мама рядом, мир безопасен и легомонстр его не съест.
А мне? А у меня как «ма-ам», так сразу неосознанно-автоматическая реакция! «Маа-ам», — и понеслось! Я еще морковку тру, а мозг за миллисекунды уже в полной боеготовности: вспомнил, когда вымерли динозавры, и как появилась вселенная; как зовут всех уродцев в лего ниндзяго, и кто самый крутой черепашка ниндзя; почему, когда болеешь, текут сопли; откуда берутся дети, радуга, тучи и туман; куда деваются снег, выхлопы машин и какашки из самолета; почему у кого-то волосы кудрявые, а у кого-то нет, почему люди не несут яйца и сколько стоит нильский крокодил. Хотя бы примерно. И это, заметьте, только память услужливо подготовилась!
Ноги уже готовы бежать, руки — хватать, поднимать, доставать занозы, прикладывать холодное, обнимать и разнимать. И вот тут, все рассортировавшему и боеготовому мозгу снова сигналят: «Маа-ам»…
Вот и получилось, что получилось… Иду мириться, что-то там придумывая на ходу про тяжелый день и головную боль. Мирное соглашение достигнуто, стороны утешены, перецелованы, залогом успешного совместного существования признаны с одной стороны десяток стикеров с напоминанием «Не орать!», с другой — клятвенным обещанием постараться не размазывать вопрос или просьбу на получасовое «маа-ам», а излагать сразу и по делу.
Вот представьте. Приходите вы на работу. Снимаете куртку. Садитесь за свой стол. Решаете выпить кофе. Идёте к тумбочке, где стоит ваша любимая чашка. А её там нет. Вы в недоумении смотрите по сторонам. И тут по коридору проходит незнакомец: неопрятный, сопли торчат из носа, под пальцами грязь, а в руках – ваша чашка. Ваша любимая чашка с надписью "Ленусик". Незнакомец смачно сербает чай с прополисом из вашей чашки и что-то ищет в смартфоне. Вы очень удивляетесь происходящему, округляете глаза, возможно, тихонько материтесь и подходите к незнакомцу:
– Простите, но это моя чашка, – говорите вы.
– А? – кряхтит незнакомец.
– Это моя чашка, – повторяете вы убедительнее и тычете пальцем в надпись, мол, "Ленусик" – это я.
– Аааааааа..., – отвечает незнакомец.
– Пожалуйста, отдайте чашку, – начинаете нервничать вы.
– Но я хочу посмотрееееть! – говорит незнакомец и начинает шкрябать пальцами надпись на чашке.
– Пожалуйста, отдайте, – чеканите вы.
– Тебе что, жалко? Я ж просто смотрю! – отвечает незнакомец и нагло отпивает ещё глоток прямо у вас на глазах.
На секунду вы теряетесь, но, вдохнув, продолжаете:
- Слушайте, это моя чашка и я хочу её забрать.
Незнакомец складывает губы дудочкой, морщит нос и говорит протяжно:
– Фуууууууу, жадина! Жадина-говядина!
– Да-да, это некрасиво с вашей стороны! – говорит проходящая мимо коллега, но не не знакомцу, а вам. – Он же просто смотрит, ему тоже интересно!
– Надо делиться! – кричит с ресепшена охранник Володя.
Вы с криком "Да вы все тут с ума сошли!" вбегаете в свой кабинет и говорите подруге Наташе:
– Ната, там какой-то цирк! Этот незнакомый тип – забрал мою чашку, пьёт из неё и несёт какую-то околесицу! Это что, розыгрыш? Так это несмешно! – и в горле появляется комок.
Наташа неспешно отодвигает клавиатуру, поднимает на вас глаза и брезгливо морщится:
– Ууууууууу, такая взрослая и плачешь! Фууууууууу!
Ваши ноги подкашиваются, вы в ступоре. Кто все эти люди? Что с ними случилось? Неужели их покусал консьерж и они утратили остатки разума? Это сон? Точно сон! Такого просто не может быть! Чтобы взрослые умные люди несли такую чепуху!
Но такое случается каждый день. Каждый день в песочнице кто-то из очень взрослых, но не очень умных ПРИНУЖДАЕТ делиться своего (или не своего, что ещё хуже) ребёнка, обесценивая его право на собственность.
– Маааарк, а ну дай мальчику мяч! ТЫ ЧТО, ЖЛОБ?! – недавно кричал один папаша своему маленькому белокурому сыну. Двухлетний Марк не знал, жлоб ли он, потому что это слово он слышал впервые и не совсем понимал что происходит. Он растерянно смотрел на мяч и на папу – на папу, который, по идее, должен был его защищать от большого недружелюбного мира, но почему-то кричал и махал руками. Марк плакал.
Это один случай из ста. Почти каждый день я слышу на площадках пресловутое "Ты должен делиться!". Няни вырывают из рук своих подопечных машинки и самолётики и назидательно добавляют: "Ты же не жадина! Дай игрушку! А то что про тебя ЛЮДИ ПОДУМАЮТ?".
Малыш, не переживай, умные люди подумают, что у тебя есть чувства и права и ты можешь НЕ ХОТЕТЬ делиться в этот самый момент, это нормально. Ты можешь поменяться игрушкой сейчас или чуть позже, ты можешь уйти из песочницы и играть в одиночестве, ты можешь прижаться к маме и спрятать свеого нового динозавра, но ты не должен отдавать с истерикой то, что тебе не хочется. Всегда есть вариант, почти всегда можно договориться. Было бы желание РАЗГОВАРИВАТЬ с ребёнком, а не клеить ярлыки.
***
Леночка сидела на стуле не двигаясь. Перед ней стояла её любимая чашка.
– Лен, ты чего? – спросила её Наташа.
– Да наверное не выспалась..., – выдохнула Лена.
А где-то в одной из песочниц на одного плачущего ребёнка стало меньше.
Лиран после школы плачет, что одноклассники не берут его в компанию играть. Мол, разбились на группы на переменке и гонят отовсюду. Второй раз за неделю.
Ну я что. Порасспрашивала, выслушала, то-се… И пошла к Алеше. Рассказала ему все и говорю «вещай, Маккиавелли, это твоя тема». Мудрость старшего брата была такова:
— Заплачешь от обиды хоть раз, тебя сожрут. Ты погиб, проклят, ты — едааааа!
— Вычисли главного, кто против тебя или кто больше всего на тебя наезжает, громче всех кричит, что тебя тут не ждали, ты не умеешь играть, ты хуже всех. Потом найди его лучшего друга и задружись с ним вусмерть. Труп твоего врага проплывет мимо тебя, красный от злости и бессилия.
— Вычисли популярных пацанов. Найди их на перемене, и во что бы они не играли, смотри и болей за главного: «Ты выиграешь! Я за тебя! Давай! Давай!». Через неделю он будет знать твое имя, а еще через две ты будешь играть вместо него, а он будет кричать: «Давай! Давай! Я за тебя болею!»
— Не проси и не упрашивай. Поднимешь брови и станешь упрашивать взять тебя в игру — ты проклят, ты — еда! В момент неудачи, когда прогнали отовсюду, сядь в стороне, найди любое занятие и так активно изображай радость, чтоб они все стали ходить и интересоваться, что ты там делаешь. Смотри ролик в телефоне, слушай музыку в наушниках, принеси головоломку или комикс из дому. И прям упейся. Как будто это самая интересная и смешная вещь в мире. Они станут приходить и пялиться через плечо, а минут через пять будут делать то же, что и ты.
— Поддерживай отношения с девочками. Сейчас это дурной тон, но если не испортить отношения с девочками в младших классах, когда над этим смеются, то наступит момент, когда девочки вдруг станут всем нужны. И все будут смотреть на тебя совсем другими глазами — типа, что в нем такого, чего нет во мне?
Вот так послушаешь и думаешь — как же сложна детская жизнь, йопта! От ребенка к ребенку идут совсем другие советы, чем в любой умной книжке по воспитанию или отношениям в коллективе. Там не будет ничего про высказывание своих чувств, эмпатию, честность и прочие такие прекраснодушные вещи. Только жесткая детская реальность.
Сегодня, ожидая сына с занятий по «подготовке» к школе, я услышала, как за дверью учитель орала на кого-то из своих учеников и громко стучала линейкой по столу. Я прямо поежилась, потому что давненько не слышала таких высоких децибел в голосе. После завершения урока я спросила у сына о том, на кого же так сильно орал учитель. Он ответил: «На меня». При этом, его лицо выражало полнейшую безмятежность и спокойствие. «Ах, она ****» подумала я, а вслух спросила: «Что ты чувствовал в этот момент?». Он ответил: «Ничего. Я же знаю что ты меня любишь несмотря ни на что». И давай обниматься. Я хорошо «читаю» его эмоции и знаю, что его реально это не тронуло. Зато тронуло меня.
Я вспомнила, что примерно полгода назад мы говорили о его новых воспитателях. На тот момент он привыкал к новым педагогам в группе, их крикам и манере поведения. Мой текст был примерно таким: «Сынок, когда тебя ругают взрослые, ты вспоминай мое лицо и знай, что я люблю тебя, несмотря ни на что». Я забыла о своем совете, а он «записал» его и сложил в свою «коробочку».
И вот, после этого случая в школе я подумала: а может, в его жизни все не так страшно, как я малюю в своей голове? Я ведь вспоминаю СВОЕ детство. Это МЕНЯ не поддерживали родители. Это Я, а не он, сжималась от каждого резкого слова или окрика. И сейчас мое желание спасти его от «злых» взрослых - это желание спасти себя из своего прошлого. А у него вообще все нормально. Ведь у него есть то, чего не было у меня: уверенность в том, что его любят. И с этим знанием он теперь пойдет в свою взрослую жизнь. А там будет еще много разных взрослых. Воспитанных и не очень-то. Будут друзья, которые предают и девочки, которые бросают. Разное будет. Смогу ли я уберечь его от всего этого? Да и нужно ли вообще такое «спасение»? Ему ведь нужен свой, а не мой опыт.
Я поняла, что совершенно бессмысленно сожалеть о том, что я упустила в его ранние годы. Недокормила, недоласкала, недоцеловала, недо еще чего-то там... У меня каждый день есть возможность стать такой мамой, какой я хочу быть. С высоты новых знаний и прожитого опыта. И у каждой мамы такая возможность есть. Ведь даже если ребенку уже давно за сорок, ему все еще важно услышать от мамы эти слова.
Потому что мама-это же целый мир. И в мамином лице этот мир любит его, несмотря ни на что.
Автор: Валерия Градобоева
Источник: https://vk.com/tonmamy
Этот городской пейзаж создается с помощью параллельных линий. Косых, прямых, дугообразных, но параллельных друг другу. Расчертите на белом листе бумаги прямые линии, параллельные друг другу. Чередуйте промежутки - пошире, поуже. А потом расчертите параллельными линиями каждый сегмент, как на рисунке. Примените фантазию - добавляйте узоры, вкрапления. Благодаря такой простой технике получится объемный рисунок. Отрежьте по верхнему краю, по линиям, такой контур городской линии, который вам нравится. А после наклейте его на черный фон.
Материалы, представленные на сайте, взяты из открытых источников.
Информация используется исключительно в некоммерческих целях.
Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.
Если вы являетесь автором материала, и есть претензии по его использованию,
пожалуйста, сообщите об этом.